Управление оборотным капиталом

Управление оборотным капиталом

  

Предоставляемый потребителям кредит в виде счетов дебиторов, а так­же запасы готовой продукции и комплектующих как части оборотно­го капитала являются, как мы уже заметили ранее, расходованием средств компании.

Минимизация этих инвестиций по отношению к уровню и характеру обычной деятельности приобретает критическое значение для управления функционирующим капиталом\' в целом.

При этом ключом к успешному управлению запасами и дебиторской задол­женностью будет учет всех возможных здесь экономических альтер­натив.

Кредитные условия будут определяться, во-первых, состоянием кон­курентной среды, а во-вторых, параметрами кредитоспособности кли­ента-потребителя.

К примеру, вопрос может состоять в том, стоит ли увеличивать срок кредита, увеличив тем самым сумму неоплаченной дебиторской задолженности, но увеличивая, таким образом, и сумму продаж.

Точно так же, предоставление кредита на обычных условиях каждому новому клиенту должно рассматриваться на основе баланса между риском неплатежа или его задержки, с одной стороны, и ростом объема продаж и выручки — с другой.

В успешно действующих компаниях управление запасами развива­ется в форме жесткой и последовательной борьбы за их сокращение. Информационные технологии предоставили возможность значитель­но сократить уровень запасов в производственной сфере, оптовой и розничной торговле.

В стремлении довести объем запасов до мини­мально возможного уровня используются такие методы, как поставка к месту производства или реализации «точно в срок», получившая широкое распространение методика обновления запасов в соответ­ствии с получаемыми от оптовых и розничных продавцов данными о закупках и даже электронные формы заказов.

Это позволяет свое­временно скоординировать свои графики и минимизировать затраты как поставщику, так и потребителю.

Противоположным дебиторской задолженности и запасам элемен­том деятельности компании является получение предоставляемого поставщиком торгового кредита.

Кредиторскую задолженность мож­но рассматривать как одну из форм поддержания оборотного капита­ла, а потому желательно максимальное увеличение сроков кредита, но при этом необходимо учитывать обычные льготы и скидки за ранний платеж.

Если скидка составляет, например, 2% за платеж в течение первых 10 из 30 дней, когда счет должен быть оплачен, то это означает получение доходности в 36% годовых (2%, получаемые за ускорение платежа на 20 дней или на 1/18 года).

В этом случае лучше воспользо­ваться менее дорогим банковским кредитом, чтобы перевести постав­щику средства в течение 10 дней.