Утопленные затраты

Утопленные затраты

  

Довольно распространено искушение включить в анализ новых капи­таловложений все затраты или некоторую часть затрат, понесенных , в прошлые периоды, а именно те расходы, которые, возможно, подгото­вили почву для рассмотрения необходимости новых вложений.

Однако в экономическом анализе нет таких принципов, которые оправдывали бы подобное ретроспективное рассмотрение уже понесенных расходов, за исключением только случаев, когда реализация создан­ных ранее активов еще будет возможна в будущем.

Смысл состоит здесь в том, что невосполнимые, «утопленные» затраты, связанные с созда­нием активов в прошлом, даже если и связаны каким-то образом с ре­шением, стоящим на повестке дня, никоим образом не могут быть из­менены реализацией текущего проекта.

Потому их не следует включать в расчет инкрементальных затрат и доходов и учитывать при рассмот­рении проекта.

Например, если ранее на НИОКР по новому изделию была израс­ходована значительная сумма, превысившая расчетную, эти издержки не должны иметь никакого значения для текущего решения инвести­ровать средства в оборудование для производства этого изделия или нет.

Возможно, впоследствии оказалось, что принятое ранее решение финансировать научно-исследовательские работы было менее рацио­нальным, чем ожидалось, и не исключено, что такое решение вообще ие следовало принимать.

Но в данный момент вопрос должен быть поставлен следующим образом: если новые инвестиции, предполага­ющие использования результатов осуществленных ранее разработок, окажутся экономически оправданными с точки зрения будущих дохо­дов, их следует реализовать.

По отношению к утопленным затратам ничего нельзя предпринять, кроме как сделать выводы из допущен­ных ошибок и попытаться в максимальной степени восполнить поте­рн путем максимально эффективных инвестиций в будущие НИОКР.

Тем не менее может рассматриваться и такая ситуация, когда преж­ние проекты сопровождались инфраструктурными инвестициями, на­пример, в производство электроэнергии, создание транспортной сети и т. д.

Инфраструктура могла быть создана с таким расчетом, чтобы обеспечивать и дальнейшее развитие производства без собственного обновления. В этом случае будет вполне уместно и экономически оправ­данно классифицировать долю затрат на уже созданную инфраструк­туру как элемент новых капиталовложений.

Точнее, вследствие созданной инфраструктурной базы операционные затраты па осуществление нового проекта окажутся ниже, чем без нее.

Несколько иная ситуация будет в случае, если инвестиции в производ­ство послужили толчком нового витка расширения инфраструктуры как части долгосрочной стратегии развития фирмы.

Тогда некоторую часть развития инфраструктуры следует рассматривать как результат этих производственных вложений, а другую часть — как долю текущих или перспективных инвестиций в производство.