На протяжении двух последних десятилетий можно было наблюдать постепенное развитие методов стоимостного анализа, получающих все большее признание и распространение.
Основной целью этих методов является попытка увязать состояние предприятия, выраженное оценками денежных потоков, с рыночной стоимостью компании и относительной ценой ее обыкновенных акций по сравнению с аналогичными ценными бумагами.
Благодаря развитию концепции управления предприятием на основе стоимостных показателей эти методы приобрели широкую популярность.
Различные консультационные фирмы взяли их на вооружение, чтобы иметь возможность определить связь между характером управления и достигнутой акционерной стоимостью.
Кроме того, применение этих методов позволяет установить связь между управлением на основе категорий денежного потока и политикой стимулирования менеджмента.
Эти методы, как видно из представленных ранее схем, позволяют построить стройную систему экономических принципов, на которые следует ориентироваться при планировании деятельности компании, проведении инвестиционной политики, выборе рационального варианта финансирования, решении текущих проблем, поощрении действий менеджмента в интересах формирования акционерной стоимости.
Нет необходимости доказывать, что компании, практиковавшие такой способ управления, использовали инвестиционные ресурсы не лучшим образом, а эффективность использования активов была невысокой.
Хотя условности, связанные с балансовой оценкой и расчетом бухгалтерской прибыли, могли служить причиной искажений, сведение воедино активов и доходности означало важный шаг в направлении более сложных, но и более адекватных способов оценки результатов и поиска оптимальных управленческих решений.
Поскольку на практике предстояло использовать более интегрированные и осмысленные с экономической точки зрения показатели, все больше внимания уделялось преодолению недостатков бухгалтерских подходов, в результате чего менеджеры оказывались обеспечены более удобной для применения и соответствующей реальному положению вещей информацией.
Понятие формирования акционерной стоимости и было введено на основе этих уточненных данных, отражающих фактическую обеспеченность компании активами и прибыль от различных видов деятельности.
Также принципиальное значение имело окончательное понимание значения денежного потока в формирования стоимости, будь этот поток выражен свободным денежным потоком, позволяющим судить о деятельности всей компании, или чистым денежным потоком, используемым для оценки привлекательности инвестиций.
Большее значение стало придаваться различным показателям денежного потока, в частности отдаче от инвестиций в форме денежных потоков (CFROI, Cask Flow Return on Investments) в самых разнообразных вариантах.
Эволюция рассматриваемых методов сопровождалась окончательным признанием того факта, что любое коммерческое предприятие представляет собой экономическую систему, которую следует рассматривать с помощью критериев, отображающих его стоимость.
Эти критерии должны, ограничивая анализ оправданными временными рамками и используя термины денежных потоков, выражать выбор экономических альтернатив, лежащих в основе управленческих решений, а также мотивы управленческой деятельности и ее результаты.