Эволюция методов, строящихся на показателях стоимости

Эволюция методов, строящихся на показателях стоимости

  

На протяжении двух последних десятилетий можно было наблюдать постепенное развитие методов стоимостного анализа, получающих все большее признание и распространение.

Основной целью этих методов является попытка увязать состояние предприятия, выраженное оцен­ками денежных потоков, с рыночной стоимостью компании и относи­тельной ценой ее обыкновенных акций по сравнению с аналогичными ценными бумагами.

Благодаря развитию концепции управления пред­приятием на основе стоимостных показателей эти методы приобрели широкую популярность.

Различные консультационные фирмы взяли их на вооружение, чтобы иметь возможность определить связь между характером управления и достигнутой акционерной стоимостью.

Кро­ме того, применение этих методов позволяет установить связь между управлением на основе категорий денежного потока и политикой сти­мулирования менеджмента.

Эти методы, как видно из представленных ранее схем, позволяют построить стройную систему экономических принципов, на которые следует ориентироваться при планировании деятельности компании, проведении инвестиционной политики, вы­боре рационального варианта финансирования, решении текущих проб­лем, поощрении действий менеджмента в интересах формирования акционерной стоимости.

Нет необходимости доказывать, что компании, прак­тиковавшие такой способ управления, использовали инвестиционные ресурсы не лучшим образом, а эффективность использования акти­вов была невысокой.

Хотя условности, связанные с балансовой оценкой и рас­четом бухгалтерской прибыли, могли служить причиной искажений, сведение воедино активов и доходности означало важный шаг в направ­лении более сложных, но и более адекватных способов оценки резуль­татов и поиска оптимальных управленческих решений.

Поскольку на практике предстояло использовать более интегрированные и осмыслен­ные с экономической точки зрения показатели, все больше внимания уделялось преодолению недостатков бухгалтерских подходов, в результате чего менеджеры оказывались обеспечены более удобной для при­менения и соответствующей реальному положению вещей информа­цией.

Понятие формирования акционерной стоимости и было введено на основе этих уточненных данных, отражающих фактическую обес­печенность компании активами и прибыль от различных видов дея­тельности.

Также принципиальное значение имело окончательное по­нимание значения денежного потока в формирования стоимости, будь этот поток выражен свободным денежным потоком, позволяющим су­дить о деятельности всей компании, или чистым денежным потоком, используемым для оценки привлекательности инвестиций.

Большее значение стало придаваться различным показателям денежного пото­ка, в частности отдаче от инвестиций в форме денежных потоков (CFROI, Cask Flow Return on Investments) в самых разнообразных вариантах.

Эволюция рассматриваемых методов сопровождалась окон­чательным признанием того факта, что любое коммерческое предпри­ятие представляет собой экономическую систему, которую следует рассматривать с помощью критериев, отображающих его стоимость.

Эти критерии должны, ограничивая анализ оправданными времен­ными рамками и используя термины денежных потоков, выражать выбор экономических альтернатив, лежащих в основе управленче­ских решений, а также мотивы управленческой деятельности и ее ре­зультаты.